РЫНОК, 2022
Смешанная техника, полиэтилен, металл
Графика
В момент изоляции я проживала в провинции, где регулярно посещала фермерский рынок. Подтверждением свежести мяса служили головы разделанных животных. «Посмотреть им в глаза» - это редкая возможность вспомнить, что мясо растет не в ресторане, и не в магазине.
Здесь же происходила разделка туш — ритуал, наполненный скорее человечностью и благодарностью к животному, чем жестокостью и сентиментальным презрением. Подтверждением служили мягкие игрушки и иконы, которыми мясники украшали прилавки. В своем эссе «Животные: территория и метаморфозы» Жан Бодрийяр пишет: «На смену насилию жертвоприношений, которое выступает насилием «близости», «интимности», пришло … насилие, которое является насилием отдаления друг от друга».
Один из инструментов такого «отдаления» — полиэтиленовая упаковка, в которой мясо продается в супермаркетах. Пластиковый пакет создает прочную прослойку, за которой остаются как жестокость промышленного животноводства, так и многовековая история бережных симбиотических отношений человека и животного.
Полиэтиленовые пакеты стали основным материалом объектов моего проекта. Из них выполнены мясные туши и головы, а также мощевик — богато декорированная шкатулка для хранения мощей святых, символизирующего забытые традиции. Собранные вместе, эти объекты образуют инсталляцию, схожую со ступенчатыми прилавками-жертвенниками. Таким образом, пластиковая упаковка, которая должна абстрагировать покупателя от «изнанки» мясного производства, а значит и от реальности, сама становится этой реальностью.
От графики к инсталляции…
Серия работ «Рынок» началась с графических работ – рисунков и акварелей.
Мясной фермерский рынок непригляден и, зачастую, пугает своею откровенностью. При тебе разделывают туши, на тебя смотрят отрубленные свиные головы, между рядов бегают бездомные собаки, стремящиеся утащить косточку собрата.
Продавцы вместе с покупателями обретают черты, намекающие на принадлежность к миру поедаемых животных, - у кого-то причёска напоминает куриный гребешок, у кого-то рука – свиное копытце. В то же время, на мясном прилавке можно увидеть носы и уши, очень напоминающие фрагменты органов чувств человека. Таким образом, происходит момент единения человека с миром животных, как существ с душой, наделённых в целом общими качествами, способными чувствовать и страдать.
«Голова», металлический каркас, полиэтилен, 47 х 40 х 26 см, 2022 г.
«Мощевик», картон, проволока, полиэтилен, 31 х 40 см, 2022 г.
Выставка "In Transition", Галерея Ростокино, 2022 г.
«Рынок», бумага, карандаш, линер, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», бумага, карандаш, линер, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», бумага, карандаш, линер, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», бумага, карандаш, линер, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», бумага, карандаш, линер, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», бумага, карандаш, линер, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 30,5 х 45,5 см, 2022 г.
«Рынок», торшон, карандаш, акварель, 45,5 х 30,5 см, 2022 г.